Общая оценка глав трех групп наблюдателей была такова, что они не соответствовали европейским нормам демократии и эти выборы нельзя считать свободным волеизъявлением населения.
В частности, координатор миссии БДИПЧ ОБСЕ Андрей Герасимов сказал, что ограничительное законодательство и политическая среда препятствовали подлинной конкуренции на досрочных парламентских выборах.
Из-за отсутствия реальной политической дискуссии избирателям не был предоставлен осмысленный выбор. Многие кандидаты использовали соцсети для связи с избирателями, но это не компенсировало освещения кампании в традиционных СМИ, отметил он.
Многие давние рекомендации БДИПЧ и Венецианской комиссии, касающиеся основных свобод СМИ и регистрации кандидатов, не выполнены. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по 23 случаям нарушения права на свободные выборы, однако ни одно из решений не было исполнено, включая дело Ильгара Мамедова, из-за чего он не смог баллотироваться, добавил он.
Координатор миссии от ПАСЕ Франк Швабе сказал, что наблюдатели зафиксировали многочисленные нарушения и особенно во время подсчета голосов.
Несмотря на конституционные гарантии свободы выражения мнений и права на доступ к информации, они серьезно ограничены основным законодательством. Традиционные СМИ не предоставили избирателям информацию о конкурсантах и их платформах, а вещательные мероприятия не освещались вещателями, в то время как президент широко освещался. Освещение новостей, связанных с выборами, было сведено к сообщениям о деятельности ЦИК. Напротив, платформы социальных сетей предоставляют альтернативную политическую информацию. Тем не менее, общественность была лишена подлинной политической дискуссии.
В день выборов голосование было оценено негативно на 7% избирательных участков, что является высоким показателем и свидетельствует о серьезных процедурных недостатках.
Обязательное опечатывание избирателей часто пропускалось, и наблюдатели сообщали о случаях вброса бюллетеней и группового голосования. Подсчет голосов был оценен негативно в более чем половине отчетов, в основном из-за вопиющего игнорирования важных процедур сверки и ограниченной прозрачности.
Координатор миссии ПА ОБСЕ Елена Ходжа Джебреа сказала, что отсутствие условий для дебатов не дало возможность избирателем ознакомиться с программой кандидатов.
В день голосования были получены многочисленные сообщения о нарушениях. Миссия использовала отработанную методологию и оценивала предвыборный период и само голосования с позиций международных стандартов и совершенно объективно, отметила она.
Предварительное заключение будет подготовлено именно с учетом этого.
Предварительных выводах отчета миссии, которое было представлено журналистам и общественности, сказано, что «обеспечение основных прав и свобод в Азербайджане вызывает серьезную обеспокоенность».
Сообщения о систематических преследованиях и уголовном преследовании тех, кто критикуют правительство, также вызывает серьезные опасения. В выборах не было конкурентной среды, не обеспечена свобода собраний и объединений.
Есть доказательства давления на госслужащих, чтобы не поддерживать оппозицию, а активистов оппозиции вызывали в полицию и оказывали давление.
В день выборов наблюдатели зафиксировали факты нарушений процедур: отсутствие подсчета бюллетеней (35 случаев ) запись серийных номеров урн для голосования (37 случаев).
Процесс голосования был оценен негативно на 7% избирательных участков, где велось наблюдение.
Избиратели часто не подписывались (9%) или не проверялись на наличие следов чернил (13%),
Вброс урн зафиксирован на 16% участках. «Карусели» на 5%, нарушение тайны - на 4% избирательных участках.
В 39 случаях члены комиссии не сотрудничали с наблюдателями, а в 6 случаях представители партий или кандидатов были изгнаны. На 44 избирательных участках были замечены посторонние лица, в том числе полицейские, служба безопасности и военнослужащие, а также госчиновники.
Подсчет голосов был оценен негативно в 66 из 113 случаев наблюдений из-за вопиющего игнорирования важных процедур.
После вскрытия урн наблюдатели заметили вброс бюллетеней. Так, в 7 случаях число бюллетеней было больше, чем число проголосовавших. В 15 случаях наблюдатели заметили преднамеренную фальсификацию протоколов.
В 22 случаях председатели комиссий не подписали распечатки протоколов. В 17 участках либо меняли цифры протоколов, либо заполняли их с нарушением закона.
Источник: Turan.az